Реклама:

В качестве приемника информационного поля могут выступать естественные природные приемники, т.е. объекты живой и неживой природы, и искусственные приемники, созданные человеком и соответствующим образом настроенные на прием. В качестве приемника информационного поля может выступать непосредственно и сам человек. Наличие приемника информационного поля не является необходимым условием для возникновения и существования информационного поля, поскольку оно существует объективно, т.е. независимо от нас, и необязательно подлежит осмыслению.

Таким образом, в общем случае коммуникативный процесс между источником и приемником сообщений можно представить в виде структурной схемы (рис. 1.2).

В.Н. Яшин - Информатика: аппаратные средства персонального компьютера

Рис. 1.2. Коммуникативный процесс между источником и получателем сообщений

В подтверждение тому, что существует много различных понятий информации, приведем еще одно, сформулированное на основе условий существования информационного поля: информация есть свойство информационного поля, которое проявляется при обязательном выполнении всех условий его возникновения и существования.

Говоря об информационном поле, необходимо также заметить, что ему присущи многообразие видов и форм представления, наличие энергетических, геометрических (пространственных), временных и других характеристик, а также изменение этих характеристик под воздействием неблагоприятных факторов (помех).

Многообразие видов информационного поля приводит и к многообразию видов самой информации. Для выявления определенных видов информации необходимо согласно существующим методам классификации применить тот или иной классификационный признак (критерий) для их разграничения. Таких классификационных признаков может быть достаточно много. В табл. 1.1 приведены некоторые из них и соответствующие им виды информации.

Таблица 1.1

Классификационный признак

Вид информации

1. Область возникновения

2. Тип материального носителя

3. Форма представления

4. Форма проявления в задачах управления

Механическая, биологическая, социальная Документальная, речевая, телекоммуникационная

Аналоговая, дискретная Осведомляющая, управляющая и т.д.

Приведенные в табл. 1.1 виды информации могут образовывать иерархические структуры, для которых характерно расположение видов информации в порядке от высокого уровня к низкому. Например, по области возникновения (классификационный признак первого уровня) различают: механическую (отражающую процессы и явления неживой природы), биологическую (отражающую процессы и явления живой природы) и социальную (отражающую процессы и явления в человеческом обществе). Социальную информацию в свою очередь по назначению (классификационный признак второго уровня) можно разделить на три вида: массовую, специальную и личную. Если использовать классификационный признак третьего уровня (специфика проявления), то массовый и специальный вид информации можно разделить на подвиды. Так, массовую информацию можно представить в виде общественно-политической и научно-популярной, а специальную — в виде научной, технической, экономической и управляющей [2].


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒