Реклама:

Основным современным языком программирования для приложений по обработке экономических данных является Кобол. Этот язык сначала называли «самодокументируемым», поскольку предполагалась его близость к обычному английскому языку. Замысел состоял в том, что раз язык программирования сам по себе так легко понятен «обычным» людям, то нет необходимости как-то описывать программы на английском языке. Если бы, например, не специализирующийся на вопросах обработки данных пользователь захотел понять, что делает программа, он мог бы просто «прочитать» листинг на Коболе.

1) C.S.Lewis, The Screwtape Letters.

Однако на практике дело обстояло не так. Если вы когда-нибудь почитаете листинг на Коболе или хотя бы простую деловую программу, то узнаете, что тот, кто способен читать такой текст столь же непринужденно, как и утреннюю газету, отнюдь не «обычный» человек. Кобол подобно большинству других широко используемых языков программирования является «процедурным» языком. Последнее означает, что он требует написания программ с помощью логических структур, как и предписывает методика Джексона. Последовательность, выбор и повторение представляют собой логические структуры, так что методика Джексона весьма удобно совместима с процедурными языками.

К числу других процедурных языков относятся ПЛ/1, Паскаль, Фортран, Ада, язык ассемблера, Алгол, Бейсик и т.д.

Кобол, как небо от земли, далек от прежнего машин-но ориентированного кода, он гораздо легче для изучения и использования, чем языки ассемблеров. Это развитие в направлении языков высокого уровня влияет на методику Джексона в том отношении, что исключает необходимость в явном кодировании нижних уровней структур программ. Этот тип влияния уже обсуждался в гл. 9 в разделе о воздействии языков четвертого поколения на применение методики Джексона. Итак, по мере усложнения языков программирования будет облегчаться кодирование структур программ, поскольку элементарные компоненты станут более развитыми. На самом деле навсегда исчезнут многие элементарные компоненты нижнего уровня, которые сегодня мы вынуждены изображать в своих структурах программ. По мнению автора, это очень облегчит работу программистов. Им больше не придется разбираться в причудах подробных наборов инструкций языков низкого уровня. Языки более высокого уровня приблизят проектировщика к непосредственному переводу его абстрактных конструкций на язык программирования.

Разрабатываемые в настоящее время программы гораздо разнообразнее и по физической реализации и в отношении среды функционирования, чем 10, 15 и 20 лет назад. Дело не только в том, что многие программы и системы проектируются для работы в режиме реального времени, но и в том, что сама разработка программ выполняется в таком же режиме! Что из этого следует для пользователя методики Джексона?

Личный опыт автора и обсуждения с коллегами приводят к общему мнению, что при конструировании в интерактивной среде очень опасно не довести до конца необходимый объем работы по проектированию. Дело в том, что мощный компьютер немедленно воспринимает распоряжения проектировщика. Поэтому, если допущено несколько мелких ошибок, то они приведут к быстрым изменениям интерактивной среды.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒