Реклама:

• широтно-импулъсная модуляция или линейноеуправление. В варианте с 6-воль-товым электродвигателем могут быть использованы управление Р\УМ и электронный потенциометр (см. проекты 3 и 7). Вы можете заменить потенциометр на потенциометры с точной подстройкой и регулировать скорость вращения пропеллера;

• добавление руля. Можно добавить небольшой руль (рис. 3.21.5), с помощью которого вы будете управлять лодкой.

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.21.5. Добавление руля

• организация соревнований. Лодочные гонки можно организовать по-разному. Можно приспособить для этого водные резервуары, сделав их из куска пластмассы или брезента. Они могут быть размещены в деревянном ящике (рис. 3.21.6).

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.21.6. Простой резервуар с водой, приспособленный для гонок

Резервуар достаточно заполнить водой на 10-15 см. Этого хватит, чтобы лодки свободно плавали. Вы можете сделать дорожки для каждой лодки, применив деревянные планки (рис. 3.21.7).

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.21.7. Гоночные дорожки, сделанные при помощи деревянных планок

Кросс-темы

Характеристики плавающих объектов, закон движения Ньютона, скорость и направление объекта в воде - темы, изучаемые физикой. Темы, которые могут быть изучены в рамках создания проекта:

• закон Ньютона;

• плавучесть;

• балансировка;

• скорость.

Дополнительные схемы и идеи

Для получения более высоких эксплуатационных качеств лодок можно сделать много модификаций основного проекта. Некоторые из них включают следующее:

• два электродвигателя и дифференцированное дистанционное управление. Два электродвигателя можно использовать для управления направлением лодки (рис. 3.21.8). Скорость вращения электродвигателей может управляться двухканальным дистанционным управлением.

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.21.8. Исполъвовоние двух электродвигателей и системы дистанционного управления

Когда оба электродвигателя вращаются с одинаковой скоростью, лодка движется по прямой линии. Если же один электродвигатель вращается быстрее другого, то лодка поворачивает в сторону электродвигателя, вращающегося более медленно; • дистанционное управление рулем. При помощи соленоида можно управлять рулем, установленным на лодке (рис. 3.21.9). Соленоид может быть возбужден с использованием одноканального дистанционного управления. При помощи дистанционного управления лодку можно поворачивать вправо и влево;

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.21.9. Простое одноканольное дистанционное управление рулем

• управление при помощи светового луча. Простое дистанционное управление может осуществляться с помощью фонаря (рис. 3.21.10). Подробнее о таком управлении читайте в проекте 20.

Это простое управление может быть использовано для запуска соленоида, соединенного с рулем. Применяя световой луч фонаря, начинающий гений сможет изменять направление движения лодки.

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.21.10. Использование дистанционного управления со световым лучом

Но тут необходимо учесть два момента. Во-первых, датчик должен быть установлен в трубку, чтобы на него падал свет только от фонаря. Дневной свет не должен поступать на датчик, иначе он отрицательно повлияет на работу схемы. Во-вторых, фонарь должен быть направлен точно на датчик. Проблема возникнет только тогда, когда лодка поворачивается и на датчик уже нельзя направить фонарь; • добавление схемы со звуковым эффектом. Схема (рис. 3.21.11) производит звук, напоминающий звук парохода.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒