Реклама:

Само собой разумеется, что если мы намерены работать с большими числами, необходимо привыкнуть к масштабированию чисел. Например, если количество вольт, которое нужно преобразовать, равно 47, мы должны представить число как 4,7 и преобразовать в 4,7 В. Десятичная запятая, конечно, должна быть учтена позже, когда будет найден результат. На рис. 3.11.6 показано, как представлять величины. Теперь сделаем еще шаг, дополнив нашу схему другим потенциометром (рис. 3.11.7).

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.11.6. Аналоговые преобразований с применением потенциометра

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.11.7. Добавление второго потенциометра

Просматривая цифры, мы можем заметить, что напряжение, приложенное к выводам второго потенциометра, - число, снятое с первого потенциометра и преобразованное в аналоговое напряжение.

Итак, если стрелка второго потенциометра стоит в центре шкалы, то напряжение, отмеченное стрелкой, должно составлять 50% от первоначальных 50% (0,5 х 0,5 ■ 0,25), или 25% напряжения батареи. Другими словами, без десятичной запятой схема умножает 5x5 = 25.

Это означает, что если потенциометры 1 или 2 имеют шкалы, проградуи-рованные от 0 до 10, тогда напряжение на выходе схемы будет производным снятого числа, умноженного на 10. Другими словами, шкала, проградуирован-ная от 0 до 10 В, будет представлять числа от 0 до 100.

Но как же читать результаты? Ответ дается на рис. 3.11.8, где к схеме добавлены третий потенциометр и индикатор.

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.11.8. Зовершение схемы основного проекта аналогового компьютера

Читатель может легко заметить, что если мы подстроим третий потенциометр (РЗ) на 0,25% его шкалы, то напряжение, отмеченное его курсором, будет равно напряжению, отмеченному курсором потенциометра 2 (Р2). А индикатор, установленный в положение между этими двумя точками, покажет нуль.

Если потенциометр 3 (РЗ) проградуирован от 0 до 100, то положение его курсора покажет результат, равный произведению значений напряжений, снятых с потенциометров Р1 и Р2. Это действительно для всех чисел или всех точек на шкалах потенциометров Р1 и Р2 (рис. 3.11.9).

Деление числа может быть произведено в обратном порядке: делимое устанавливается потенциометром РЗ, делитель - потенциометром Р2, а результат появится на потенциометре Р1. Когда потенциометр Р1 приводится в движение, схема определяет момент, в который курсор укажет на результат. Шкалы или, вернее, измерение с помощью шкал может быть откалибро-вано при помощи тригонометрических функций, таких как синусы, косинусы, тангенсы и логарифмы. Подстраивая потенциометр Р1 к 10 (полная шкала), а потенциометр Р2 - на любой угол в угловой шкале, мы сможем прочитать синус или косинус данного угла в соответствующей шкале. Логарифмическая шкала очень важна: мы можем использовать ее для вычислений с применением логарифмов, потому что экспоненциальность (возведение в степень) - производная логарифма, а корень - деление логарифма.

Брага Н. Создание роботов в домашних условиях

Рис. 3.11.9. Любое умножение может быть произведено при помощи этой простой схемы

Критические компоненты

При создании проекта необходимо иметь в виду, что потенциометр имеет конечную величину сопротивления. Это означает, что схема может быть нагружена, влияя отрицательно на конечный результат. Когда один потенциометр сообщает друтому, что не может принять посылку, то происходит то, что показано на рис. 3.11.10.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒